Научный совет обосновал сжигание ТБО

На днях председатель Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере природопользования А.Ф. Малышевский представил Научному совету Российской академии наук по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям доклад «Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России».

В обсуждении доклада приняли участие: Н.П. Лаверов – вице-президент РАН, председатель Научного совета РАН по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям; В.И. Осипов – академик, заместитель председателя Научного совета РАН по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям, директор ИГЭ РАН; В.И. Котляков – академик, заместитель председателя научного совета РАН по проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям, директор ИГ РАН; Н.П. Тарасова – член-корреспондент РАН, член бюро Совета, директор Института устойчивого развития РХТУ им. Д.И. Менделеева; А.А. Тишков – заместитель директора ИГ РАН, член бюро Совета; А.П. Белоусова – доктор географических наук, профессор, ученый секретарь Совета; И.И. Мохов – член-корреспондент РАН, директор ИФЗ РАН; А.Н. Гельфан – заместитель директора ИВП РАН, доктор физико-математических наук; В.А. Румак – доктор медицинских наук, заведующий лабораторией ИПЭЭ РАН; А.Е. Дударева – заместитель директора ГУ «Международный научный центр по окружающей среде РАН», эксперт НП «ЮНЕПКОМ»; В.В. Хабиров – директор НТЦ «Геотехфизприбор», доктор технических наук»; В.Г. Усов – исполнительный директор, вице-президент Российского Национального комитета содействия программе ООН по окружающей среде (ЮНЕПКОМ); Ю.Л. Максименко – заместитель председателя Комитета РСПП по экологии, промышленной и технологической безопасности, руководитель проекта «Служба экологии и промышленных рисков» Компании «Базовый элемент», член Президиума НП «ЮНЕПКОМ», З.А. Кучкаров – генеральный директор Центра инноваций и высоких технологий «Концепт», профессор МФТИ, эксперт РСПП; В.Е. Лепский — профессор кафедры «Мировой политики» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», главный научный сотрудник ИФ РАН.

По мнению авторов доклада опыт раздельного сбора мусора в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске и других городах России был негативным. Основная причина отказа от сортировки — слишком дорогая технология извлечения вторсырья из общего потока отходов. Как отмечается в докладе, европейским государствам потребовалось 15 лет на то, чтобы увеличить в 2,5 раза долю отходов, которые можно использовать вторично.

Кроме того, в отличие от сжигания мусора, сортировка не дает возможности получать дополнительную энергию, как от сжигания отходов.

«Следует ограничиться организацией сбора (можно сказать — «целевого сбора») только тех вторичных ресурсов (стеклянные бутылки, металлические банки), которые востребованы и переработка которых экономически выгодна, не требует значительных энергетических затрат и не наносит экологического вреда», — говорится в докладе.

Представители Гринпис России неоднократно выступали против строительства мусоросжигательных заводов. Сжигание мусора, по их мнению, провоцирует использование исчерпаемых ресурсов, например, нефти и древесины. Кроме того, в результате процесса сжигания образуются токсичные вещества, которые, как отметил руководитель токсической программы Гринпис Алексей Киселев, необходимо складировать на специальных полигонах. Как уточнил эксперт, в России, таких полигонов несколько, но возить туда токсины со всей страны, полагает Киселев, никто не будет.

Специалисты Гринпис России утверждают также, что опыт по раздельному сбору мусора нельзя назвать неудачным: «когда власти помогали нам в организации, опыт всегда был удачным». Они также отмечают, что многочисленные акции Гринпис России по раздельному сбору мусора всегда проходили успешно, а люди с пониманием относятся к тому, что вторичная переработка дает возможность сохранить природные ресурсы.

По мнению эксперта Гринпис, вложения в сортировку мусора составляют 200 евро на тонну, а сжигание мусора потребует 500-600 евро на тонну.

Тем не менее данный доклад был одобрен Советом и рекомендован для использования в работе исполнительным органам государственной власти Российской Федерации.